Ближайшие праздники

  • 23 ноября

    День Вооруженных Сил в Литве отмечается ежегодно 23 ноября и называется Днем воинов Литвы.

    23 ноября 1918 года премьер-министр Литвы Аугистинас Вольдемарас подписал Указ, который положил начало формированию регулярной литовской армии.

    По случаю Дня Вооруженных Сил в Вильнюсе проходит торжественная месса в костеле святого Игнотаса, торжественное построение военных на Кафедральной площади и парад на Проспекте Гядиминаса. Кроме того, на Кафедральной площади традиционно развиваются флаги всех трех видов ВС Литвы — сухопутных, воздушных и морских.

    В целях объединения усилий военных, участвующих в той же миссии, но служащих в разных районах Косово, Литва вместе с Украиной и Польшей создают совместный миротворческий батальон LITPOLUKRBAT. Литва, Латвия и Эстония, в свою очередь, договорились о создании неподалеку от Каунаса Центра командования и донесений, который повысит эффективность работы систем ПВО стран Балтии и миссии воздушной полиции НАТО.

  • 23 ноября

    Для Республики Южная Осетия 23 ноября — знаменательный день, день борьбы с грузинским национал-шовинизмом. В этот день 1989 года молодежь Южной Осетии впервые встала на защиту своей Родины, началось противостояние Грузии с Южной Осетией.

    События в тот день развивались следующим образом. Под прикрытием мирной демонстрации, националисты во главе с Звиадом Гамсахурдия организовали многотысячное шествие на Цхинвал. Для маленького Цхинвала это было равносильно войне. Стихийно образовавшаяся небольшая группа югоосетинских парней перекрыла дорогу у въезда в город и остановила колонну многочисленных автобусов и легковых машин, направлявшихся из Грузии.

    Позже выяснилось, что 23 ноября 1989 года по направлению Гори — Цхинвал прошло более 400 автобусов марки «Икарус» с грузинскими патриотами. С этой армадой автобусов в сторону Цхинвала двинулось не менее 300 частных легковых автомашин. По разным оценкам всего в колонне было от 50 до 100 тысяч человек, многие из которых были вооружены.

    Этот день, хоть и является трагической датой для Южной Осетии — началом агрессии, не является для осетин траурным. Это был день их единства, их общего сопротивления врагу. Это праздник, поскольку Южная Осетия смогла выстоять против такой армады благодаря мужеству своей молодежи.

  • 23 ноября

    Святой великомученик Георгий Победоносец, родом из Каппадокии (область в Малой Азии), вырос в глубоко верующей христианской семье. Его отец принял мученическую кончину за Христа, когда Георгий был еще в детском возрасте. Мать, владевшая имениями в Палестине, переселилась с сыном на родину и воспитала его в строгом благочестии.

    Поступив на службу в римское войско, святой Георгий, красивый, мужественный и храбрый в сражениях, был замечен императором Диоклитианом и принят в его стражу со званием комита — одного из старших военачальников.

    Император-язычник, много сделавший для возрождения римского могущества и ясно понимавший, какую опасность представляет для языческой цивилизации торжество Распятого Спасителя, в последние годы правления особенно усилил гонения на христиан. На совете сената в Никомидии Диоклитиан предоставил всем правителям полную свободу в расправе над христианами и обещал свою всемерную помощь.

    Святой Георгий, узнав о решении императора, раздал нищим свое наследство, отпустил на волю рабов и явился в Сенат. Мужественный воин Христов открыто выступил против императорского замысла, исповедал себя христианином и призвал всех признать истинную веру во Христа: "Я раб Христа, Бога моего, и, уповая на Него, предстал среди вас по своей воле, чтобы свидетельствовать об Истине". "Что есть Истина?" — повторил вопрос Пилата один из сановников. "Истина есть Сам Христос, гонимый вами", — отвечал святой.

    Ошеломленный дерзновенной речью доблестного воина, император, который любил и возвышал Георгия, попытался уговорить его не губить своей молодости, славы и чести, но принести, по обычаю римлян, жертву богам. На это последовал решительный ответ исповедника: "Ничто в этой непостоянной жизни не ослабит моего желания служить Богу". Тогда по приказу разгневанного императора оруженосцы стали копьями выталкивать святого Георгия из зала собрания, чтобы увести в темницу. Но сама смертоносная сталь становилась мягкой и гнулась, как только копья касались тела святого, и не причиняла ему боли. В темнице мученику забили ноги в колодки и придавили грудь тяжелым камнем.

    На другой день на допросе, обессиленный, но твердый духом, святой Георгий вновь отвечал императору: "Скорее ты изнеможешь, мучая меня, нежели я, мучимый тобою". Сначала страдалец громко призывал Господа, но вскоре затих, не испуская ни единого стона. Диоклитиан решил, что истязаемый уже умер, и, распорядившись снять истерзанное тело с колеса, отправился в капище вознести благодарственную жертву. В этот момент вокруг потемнело, грянул гром, и был слышен глас: "Не бойся, Георгий, Я с тобою".

    Затем воссиял дивный свет и у колеса появился Ангел Господень в образе светоносного юноши. И едва возложил он руку на мученика, сказав ему: "Радуйся!" — как святой Георгий восстал исцеленным. Когда воины отвели его в капище, где был император, последний не верил глазам своим и думал, что пред ним другой человек или призрак. В недоумении и ужасе всматривались язычники в святого Георгия и убеждались в том, что действительно произошло чудо. Многие тогда уверовали в Животворящего Бога христиан.

    Было это 10 (23) ноября 302 года, и теперь этот день отмечается православными церквями.

  • 23 ноября

    23 ноября по григорианскому календарю начинается месяц Гоул, что в переводе с арабского означает «Речь». В этот день — первый день месяца Гоул по девятнадцатимесячному календарю бахаи — отмечается важный праздник — праздник Девятнадцатого Дня месяца Гоул.

    Календарь бахаи основан Бабом и утвержден основателем Веры Бахаи — Бахауллой. По этому календарю год бахаи делится на 19 месяцев по 19 дней каждый. Месяцам в календаре бахаи присвоено название атрибутов Бога, например: «Величие», «Совершенство», «Воля», «Знание», «Честь» или свойства человека: «Вопросы», «Речь» и другие.

    Начало месяца отмечается Праздником Девятнадцатого Дня. Каждый Праздник Девятнадцатого Дня назван по имени начинающегося месяца. Каждый праздник выполняет несколько функций: административную, духовную, социальную.

    Бахаи собираются каждые девятнадцать дней на такой праздник единства и обмениваются информацией о жизни общины, читают молитвы и священные писания, пьют чай, общаются. Таким образом, Праздник Девятнадцатого Дня является неотъемлемой частью административной и духовной жизни общины бахаи.

  • 23 ноября

    Сегодня в Японии отмечается национальный праздник — День благодарности труду (Kinro-Kanshya no Hi). В этот день труженики всех отраслей промышленности, фермеры, служащие государственных учреждений и компаний получают законный выходной.

    Под названием Дня благодарности труду праздник был учрежден в 1948 году, а исторически день назывался «Праздник нового урожая» и был основан как традиционный праздник окончания сельскохозяйственных работ.

    В настоящее время праздник объединяет все виды трудовой деятельности. В основе праздника лежит почитание труда: японцы благодарят друг друга за ту посильную помощь, которую они внесли для развития общества.

    В этот день во многих местах проводится также праздник работников сельского хозяйства — Ногёсай, учрежденный в 1962 году. Во все небольшие местные, а также большие храмы крестьяне приносят частицы урожая нового года — рис, овощи, свежеприготовленное саке.

    В дни праздника, обычно за неделю до 23 ноября, устраиваются выставки сельскохозяйственной продукции, машин, орудий, удобрений, химических средств защиты растений и других предметов, необходимых для сельскохозяйственного производства, а также выставки новой литературы по вопросам научных и технических достижений в этой области. Победителям таких выставок присуждаются премии — императорская и министра сельского, лесного и рыбного хозяйства.

  • 23 ноября

    В четвертый четверг ноября в США отмечают День благодарения (Thanksgiving Day). Это один из самых популярных праздников в стране.

    День благодарения впервые был отпразднован в 1621 году английскими колонистами, жившими в Плимутской колонии. Предыдущая зима была очень тяжелой и голодной, новая зима также сулила колонистам мало хорошего. Тогда губернатор Уильям Брэдфорд решил поднять дух своих подчиненных и организовал первый День благодарения. Праздник совместно отметили британские колонисты и их соседи-индейцы, благодаря помощи которых Плимутская колония выжила в первую голодную зиму.

    Пуритане привнесли в этот праздник глубокий религиозный смысл — они видели в нем способ поблагодарить Всевышнего за милости.

    День благодарения стал национальным праздником после соответствующего указа первого президента страны Джорджа Вашингтона в 1789 году.

    С Днем благодарения связан ряд традиций, которые американцы свято хранят и соблюдают. Все члены семьи обязательно должны сходить в церковь, а после службы собраться за праздничным столом.

    В преддверии Дня благодарения расцветает благотворительность: американцы стараются накормить и как-то порадовать своих ближних, которым не повезло в жизни. Даже на станциях метро устанавливаются особые столы, на которые все желающие могут класть свои пожертвования, в том числе продукты. В газетах публикуют объявления примерно такого содержания: «Если Вы пожертвуете $1.90 — Вы сможете подарить горячий обед бездомному или бедному соотечественнику. Пожертвовав $19, Вы поможете накормить 10 человек и т.д.». В канун праздника благотворительные организации раздают нуждающимся собранные подарки, а для бездомных организуют обеды.

    Второй по важности атрибут Дня благодарения — индейка. На первом празднике колонисты и индейцы зажарили и совместно съели четырех индеек, подстреленных в ближайшем лесу. С тех пор индейка и День благодарения стали синонимами, птицеводы откармливают индеек специально к этому празднику.

    Третий атрибут праздника — парады (в большинстве своем костюмированные в одеждах 17 века и костюмах индейцев) и веселье.

  • 23 ноября

    Марибор (Maribor) является экономическим и культурным центром северных земель Словении и по сей день остается вторым по значению городом после столицы. Перед первой мировой войной этот регион входил в состав Австро-Венгрии, а население города на 80% состояло из немцев и на 20% из словенцев.

    Немцы преобладали в общественной жизни и органах городского управления. Во время войны многие словенцы Штирии и Каринтии были объявлены врагами Австрийского государства и лишены доступа к государственным должностям. В то же время практически все сельское население региона было словенским.

    После краха Австро-Венгрии в 1918 году претензии на Марибор предъявила и Австрийская республика, и Королевство сербов, хорватов и словенцев. 23 ноября 1918 года словенский генерал Рудольф Майстер (Rudolf Maister, 1874 — 1934) с 200 офицерами и 4000 солдатами захватил власть в Мариборе.

    Освобождение Марибора имело стратегическое значение в формировании территории современного словенского государства, так как позволило не только укрепить северные границы, но также открыло возможности для дальнейшего отвоевания словенских земель, в частности, городов Птуй, Целье, Лютомер, а также сделало возможным воссоединение Прекмурья с отечеством.

    Праздник в честь Рудольфа Майстера отмечается с 2005 года, но не является нерабочим днем в Словении.

  • 23 ноября

    Еще в 1878 году в обязанности полицейских урядников входили функции нынешней дорожной полиции. Им было предписано следить за состоянием дорог, мостов, переправ, целостью телеграфных проводов, обеспечением безопасности в зимнее время на дорогах через реки, озера и поля, а также за сохранностью межевых знаков и целостью деревьев, посаженных вдоль дороги, донося о замеченных неисправностях становому приставу.

    После Октябрьской революции, точнее, с 1918 года, контроль за дорожным движением осуществлялся рабоче-крестьянской милицией. Первый нормативный документ «Об автодвижении по городу Москве и ее окрестностям» вышел 10 июля 1920 года. 22 ноября 1922 г. была утверждена «Инструкция постовому милиционеру по порядку пользования жезлом красного цвета с желтой рукояткой», где указывалось, что применять их нужно в случае «задержания автомотовеломашин и экипажей».

    В ноябре 1934 г. при Центральном дорожно-транспортном управлении приняли решение организовать Государственную автомобильную инспекцию. До 3 марта 1936 года автоинспекция оставалась ведомственным органом. С этого дня ГАИ вошла в состав Главного управления рабоче-крестьянской милиции. А 3 июля 1936 года СНК СССР принял постановление о ГАИ. Этот день по праву можно считать историческим днем рождения ГАИ.

    В суверенном Казахстане первое положение о Госавтоинспекции было утверждено Постановлением Кабинета Министров РК 23 ноября 1992 года. Именно этот день считается днем рождения ГАИ Республики Казахстан. 3 января 1996 года Госавтоинспекция была переименована в Дорожную полицию. И это была не просто смена названия, сменились и приоритеты в работе. Первостепенной задачей современных дорожных полицейских является охрана общественного порядка, борьба с преступностью, защита граждан от преступных посягательств на дорогах наряду с обеспечением безопасности дорожного движения.

    Сегодня работа сотрудника дорожной полиции качественно отличается даже от той, что была 20 лет назад: изменились люди, изменились отношения между ними. Нынче инспектор обязан знать в совершенстве не только правила дорожного движения, но и законодательство, основы психологии, современную технику, включая компьютер, и многое другое.

    Можно сказать, что на сегодняшний день название службы приведено в соответствие с ее современными функциями. Об этом свидетельствует и то, что деятельность службы по охране правопорядка и борьбе с преступностью не отодвинула в тень деятельность дорожной полиции по обеспечению безопасности на дорогах.

  • 24 ноября

    День друзей или, в дословном переводе, День завоевания друзей и оказания влияния на людей отмечается в США ежегодно 24 ноября в день рождения Дейла Карнеги (Dale Breckenridge Carnegie (первоначально Carnagey), 24 ноября 1888 — 1955), автора книги «Как приобретать друзей и оказывать влияние на людей» (How to Win Friends and Influence People).

    Впервые опубликованная в 1936 году эта книга сразу же стала бестселлером, продолжая хорошо продаваться и в наши дни.

    Дейл Карнеги родился на ферме Меривилль в штате Миссури. Семья жила в большой бедности, тем не менее, он смог поступить в Государственный Педагогический Колледж в Уорренсбурге и получить неплохое образование.

    Стремясь преодолеть комплекс неполноценности, вызванный имущественным положением, Дейл Карнеги искал возможность чем-то отличиться. Практикуясь в ораторском искусстве в студенческих дискуссиях, неожиданно для себя обнаружил, что нашел некоторые способы эффективного общения, о некоторых из которых он поведал в своих книгах.

    В этот день в книжных магазинах Америки на самом видном месте выставляются книги Карнеги, которые 24 ноября раскупаются особенно хорошо. В университетах, школах проводятся лекции и семинары, различные дискуссии, помогающие молодым людям «найти себя» при общении, дающие рекомендации, как строить отношения при вхождении в общество.

  • 24 ноября

    Феодор, по прозвищу Студит, родился в Константинополе в 758 году. Стараниями своих благородных и богатых родителей получил хорошее и многостороннее образование. На 32-м году жизни Феодор вместе с супругой Анной решили посвятить себя иноческой жизни. В Саккудиане, близ Константинополя, святой Феодор предался самым строгим подвигам иночества, ревностно продолжая изучать священное Писание, толкование св. отцов и творения Василия Великого. Посвященный в пресвитера, св. Феодор против своей воли был избран игуменом. Между тем, преподобному Феодору предстоял новый подвиг противодействия нарушителям правды и истины Христовой.

    Царь Константин насильно заставил свою жену Марию принять пострижение в монастырь, а сам женился на своей родственнице. Пример беззакония не остался без подражателей. Между приближенными ко двору стали повторяться случаи разводов и незаконных браков. Преподобный Феодор не захотел остаться безучастным свидетелем пренебрежения уставами Церкви и выступил обличителем неправды царя.

    Разгневанный Константин велел заключить его в темницу, откуда после жестоких истязаний в 796 году преподобный вместе с 10 иноками был сослан в заточение в город Солунь. После смерти Константина его мать царица Ирина освободила святого Феодора из заточения и в 798 году предоставила ему управление Студийским монастырем. Преподобный Феодор благоустроил и оградил иноческое житие строгим уставом, известным под именем Студийского. По этому уставу монахам воспрещалась всякая собственность; они должны были обучаться различным, нужным для монастыря мастерствам, и сами производить все нужные для обихода работы.

    Вскоре святой Феодор снова подвергся преследованиям от Никифора, отнявшего престол у Ирины. В 809 году святой Феодор был сослан в заточение со всеми последователями и только после смерти царя в 811 году был возвращен в столицу. Через три года настало гонение на иконы при Льве Армянине, и преподобный снова выступил исповедником и защитником истины. За это, после страшных пыток, Лев сослал святого Феодора в отдаленное заключение в город Метоп.

    Оттуда в 815 году переведен в Анатолию в Бонит, где никого не допускали к нему, но преподобный Феодор письменными посланиями продолжал действовать в пользу Православия и успел обратить многих иконоборцев. За это били его и томили голодом и жаждой в сырой темнице, но он все переносил с терпением, а укреплялся и утешался приобщением святых Тайн.

    В 820 году со смертью Льва Армянина закончилось семилетнее изгнание преподобного Феодора Студита. Возвратясь в Константинополь, святой Феодор не остался там. Он не хотел пребывать безучастным свидетелем продолжающейся ереси, так как хотя и запрещено было говорить против икон, но вместе с тем, никто не должен был осмеливаться говорить и в защиту почитания их, и они не были восстановлены в Константинопольских храмах. Преподобный Феодор удалился в уединенное место, на мыс Акрит, близ Никомидии. И тут вместе с несколькими учениками жил при церкви святого Трифона до смерти своей в 826 году.

  • 25 ноября

    Женщины-активистки всего мира с 1981 года отмечают 25 ноября как день против насилия. 17 декабря 1999 года Генеральная Ассамблея ООН объявила 25 ноября Международным днем борьбы за ликвидацию насилия в отношении женщин (International Day for the Elimination of Violence against Women) (Резолюция 54/134).

    ООН предложила правительствам, международным организациям и неправительственным организациям проводить в этот день мероприятия, направленные на привлечение внимания общественности к этой проблеме.

    В послании Генерального секретаря отмечается:
    «Насилие в отношении женщин причиняет невыразимые страдания, горе семьям, от которого страдают и стар, и млад, и доводит общины до обнищания. Оно не позволяет женщинам использовать все свои потенциальные возможности, ограничивает экономический рост и подрывает развитие».

    Исторической предпосылкой Дню стало событие, произошедшее в 1961 году в Доминиканской Республике. По приказу доминиканского диктатора Рафаэля Трухильо (Rafael Trujillo) были зверски убиты три сестры Мирабал (Mirabal sisters), которые были политическими активистками.

    Белая ленточка является символом против всех форм насилия над женщинами, сохранения материнства, а также используется во всех похожих случаях. В последние годы ее существование постепенно становится известным все в большем количестве стран.

    Если говорить об отдельных странах, то в Канаде ежегодно 6 декабря отмечается Национальный день памяти и действий против насилия над женщинами (National Day of Remembrance and Action on Violence Against Women) в память о событиях Монреальского погрома (Montreal Massacre) 1989 года, когда 14 женщин были изолированы и зверски убиты. В этот день в Канаде проходят ночные дежурства, политические дебаты и другие мероприятия, направленные на ликвидацию насилия над женщинами.

    Отдельной большой темой является и насилие в семье, от которого страдает немалое число женщин. Этим вопросом занимается все большее количество правозащитных организаций, и мы призываем всех жертв насилия обращаться за помощью, а не терпеть боль и унижение.

    Насилию против женщин должно быть противопоставлено полное общественное неприятие и соответствующая законодательная база.

  • 25 ноября

    До наших дней дошли несколько праздников, связанных с духами. Кадри — покровительница овец, поэтому в ее день спаривали молодой скот.

    В этот день, как и в Мартов день, по улицам ходят ряженые. Они ходят по домам. Так что не пугайтесь, открыв дверь на звонок или стук и увидев троих, а то и семерых ребятишек, у которых раскрашены лица и одежда не совсем обычная. Они всего лишь хотят спеть Вам песню и взамен получить угощения.

    В Эстонию Кадрипяэв пришел вместе с христианством в 12 веке. Тогда был заменен святой осенних работ на день памяти святой Катарины (Кадри).

    В этот день принято было надевать белые или светлые одежды. Для эстонцев этот день всегда означал дань традициям и устоям.

    Считалось, что по этому дню можно судить о погоде в будущем:

    — если в этот день была оттепель, то в День Андреса (30 ноября) будет холодно;

    — если в Кадрин День был сильный ветер или шторм, то считалось к Рождеству будет хорошая погода;

    — в этот день осень переходит в зиму;

    — какая погода 25 ноября, такая же будет и в День свечей (2 февраля).

    Люди в старину верили, что в этот день нельзя прясть, шить и стричь овец. В Кадрин день нельзя было варить куриный суп, считалось, что иначе куры съедят всю капусту.

  • 25 ноября

    Ежегодно в четвертую субботу ноября в Украине отмечается День памяти жертв голодомора и политических репрессий.

    Президент Украины, поддержав инициативу общественных организаций, Министерства культуры и искусств, Государственного комитета по делам религий, Государственного комитета телевидения и радиовещания, постановил установить в республике День памяти жертв голодомора и политических репрессий. Мероприятия, посвященные этому дню, также проходят в четвертую субботу ноября.

    Первоначально Указом президента Украины от 26 ноября 1998 года последняя суббота ноября объявлялась Днем памяти жертв голодомора, затем Указом от 31 октября 2000 года этот день стал именоваться Днем памяти жертв голодомора и политических репрессий.

    В 2002 году Украина отмечала печальное 70-летие массовой гибели жителей республики от голода в 1932—33 годах. В ходе проводившихся мероприятий руководство республики настаивало на международном официальном признании этого «голодомора» геноцидом украинского народа.

    Первый «голодомор» 1921—22 годов в постреволюционной России более известен в истории как «голод Поволжья», хотя в результате гибели урожая из-за сильнейшей засухи голодом были охвачены не только Поволжье, но и многие губернии Южного Урала, Сибири, северные районы Казахстана, Крым, Украина и ряд других областей и краев.

    По некоторым данным, общее число голодающих достигало 30 миллионов человек. В общей сложности за 1921—1922 годы население всей страны, по данным статистика П. Н. Попова, сократилось на 5,2 миллиона человек, по другим подсчетам — на 7 миллионов человек.

    Еще более тяжелым был голод 1932-33 годов, когда засуха погубила урожай практически всех зерновых районов СССР. Во «второй голодомор», по официальным данным, погибли около 9 миллионов, а по неофициальным - до 13 миллионов жителей всей страны.

  • 26 ноября

    Святитель Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский — один из трех Вселенских святителей, вместе со святителями Василием Великим и Григорием Богословом.

    Родился будущий святитель в Антиохии примерно в 347 году, в семье военачальника. Его отец, Секунд, умер вскоре после рождения сына; мать, Анфуса, не стала более выходить замуж и отдала все силы воспитанию Иоанна. Юноша учился у лучших философов и риторов, рано обратился к углубленному изучению Священного Писания и молитвенному созерцанию. Святитель Мелетий, епископ Антиохийский, полюбивший Иоанна как сына, наставил его в вере и в 367 году крестил.

    Через три года святой Иоанн был поставлен во чтеца. После того, как святитель Мелетий был отправлен в ссылку императором Валентом, в 372 году, святой Иоанн совместно с Феодором (впоследствии — епископом Мопсуестским) учился у опытных наставников — пресвитеров Флавиана и Диодора Тарсийского — подвижнической жизни.

    В 386 году святой Иоанн был хиротонисан епископом Антиохийским Флавианом во пресвитера. На него возложили обязанность проповедовать Слово Божие. Святой Иоанн оказался блестящим проповедником, и за редкий дар Боговдохновенного слова получил от паствы наименование «Златоуст». Двенадцать лет святой, при стечении народа, обычно дважды в неделю, а иногда ежедневно, проповедовал в храме, потрясая сердца слушателей.

    В 397 году, после кончины Константинопольского архиепископа Нектария, святой Иоанн Златоуст был вызван из Антиохии для поставления на Константинопольскую кафедру. Множество дел ожидало решения святителя, но он начал с главного — с духовного совершенствования священства. И здесь лучшим примером был он сам. Средства, которые предназначались для архиепископа, святой обратил на содержание нескольких больниц и двух гостиниц для паломников. Архипастырь довольствовался скудной пищей, отказывался от приглашения на обеды.

    Ревность святителя к утверждению христианской веры распространялась не только на жителей Константинополя, но и на Фракию, включая славян и готов, Малую Азию и Понтийскую область. Им был поставлен епископ для Церкви Боспора, находившейся в Крыму. Много трудов положил святитель на устроение благолепного Богослужения: составил чин Литургии, ввел антифонное пение за всенощным бдением, написал несколько молитв чина елеосвящения.

    Находясь в Армении, святитель Иоанн старался укрепить своих духовных чад. В многочисленных письмах (их сохранилось 245) епископам Азии, Африки, Европы и своим друзьям в Константинополе, он утешал страдающих, наставлял и поддерживал своих приверженцев. Зимой 406 года святой был болезнью прикован к постели. Но враги его не унимались. Из столицы пришел приказ перевести его в глухой Питнус (Пицунду, в Абхазии). Истощенный болезнями святитель, в сопровождении конвоя, три месяца в дождь и зной совершал свой последний переход. В Команах силы оставили его. У склепа святого Василиска, утешенный явлением мученика («Не унывай, брат Иоанн! Завтра мы будем вместе»), причастившись Святых Таин, вселенский святитель со словами «Слава Богу за все!» отошел ко Господу 14 сентября 407 года.

    Святитель Иоанн Златоуст был погребен в Команах. В 438 году Прокл, Патриарх Константинопольский (434—447), совершая богослужение в храме святой Софии, произнес похвальное слово памяти своего великого учителя, в котором сравнивал святителя Иоанна Златоуста со святым Иоанном, Предтечей Господним, проповедовавшим покаяние и также пострадавшим за обличение пороков.

    Народ, горевший любовью к святителю Иоанну Златоусту, не дав Патриарху докончить своего слова, начал единодушно просить его обратиться к императору с просьбой о перенесении святых мощей святителя из Коман в Константинополь. Святитель Прокл отправился к царю Феодосию II (408-450) и от лица Церкви и народа просил его об этом. Император согласился и отправил в Команы особых посланников с серебряной ракой, чтобы с почетом перевезти святые мощи.

    Жители Коман глубоко скорбели о том, что их лишают великого сокровища, но не могли противиться царскому указу. Когда же императорские посланцы приступили к гробу святителя Иоанна, они не смогли взять его мощи. Тогда император, в раскаянии, написал послание святителю, прося у него прощения за себя и за свою мать Евдоксию. Послание это прочли у гроба святителя Иоанна, положили на него и совершили всенощное бдение. Затем приступили к гробнице, легко подняли мощи и внесли на корабль (гробница святителя Иоанна осталась в Команах, близ Пицунды).

    Тогда же совершилось исцеление убогого человека, приложившегося к покрову от гроба святого. По прибытии мощей святителя Иоанна в Константинополь, 27 января 438 года весь город, во главе с Патриархом Проклом, императором Феодосием, со всем его синклитом и множеством народа вышел навстречу. Многочисленные клирики со свечами, кадилами и хоругвями взяли серебряную раку и с песнопениями внесли ее в церковь святой мученицы Ирины. Когда Патриарх Прокл открыл гроб, тело святителя Иоанна оказалось нетленным, от него исходило благоухание. Припав ко гробу, император Феодосий II со слезами просил святителя простить его мать.

    Народ не отходил от раки весь день и всю ночь. Наутро мощи святого были отнесены в соборную церковь Святых Апостолов. Когда рака была поставлена на патриаршем престоле, весь народ едиными устами воскликнул: «Прими престол свой, отче!» — и Патриарх Прокл со многими, стоявшими у раки, увидели, как святитель Иоанн открыл уста свои и произнес «Мир всем!».

    По материалам сайта Православный календарь

  • 26 ноября

    Мама — первое слово,
    Главное слово в каждой судьбе.
    Мама жизнь подарила,
    Мир подарила мне и тебе.
    (Песня из к/ф «Мама»)

    Нет, наверное, ни одной страны, где бы не отмечался День матери. В России День матери стали отмечать сравнительно недавно. Установленный Указом Президента Российской Федерации Б. Н. Ельцина № 120 «О Дне матери» от 30 января 1998 года, он празднуется в последнее воскресенье ноября, воздавая должное материнскому труду и их бескорыстной жертве ради блага своих детей.

    С инициативой учреждения Дня матери выступил Комитет Государственной Думы по делам женщин, семьи и молодежи. Текст Указа очень короток:

    «В целях повышения социальной значимости материнства постановляю:
    1. Установить праздник — День матери и отмечать его в последнее воскресенье ноября.
    2. Настоящий Указ вступает в силу со дня его официального опубликования»,

    но благодаря ему российские матери получили свой официальный праздник.

    Невозможно поспорить с тем, что этот праздник — праздник вечности. Из поколения в поколение для каждого человека мама — самый главный человек в жизни. Становясь матерью, женщина открывает в себе лучшие качества: доброту, любовь, заботу, терпение и самопожертвование.

    Новый праздник — День матери — постепенно входит в российские дома. И это замечательно: сколько бы хороших, добрых слов мы не говорили нашим мамам, сколько бы поводов для этого ни придумали, лишними они не будут.

    Среди многочисленных праздников, отмечаемых в нашей стране, День матери занимает особое место. Это праздник, к которому никто не может остаться равнодушным. В этот день хочется сказать слова благодарности всем Матерям, которые дарят детям любовь, добро, нежность и ласку.

    Спасибо вам, родные! И пусть каждой из вас почаще говорят теплые слова ваши любимые дети! Пусть на их лицах светится улыбка и радостные искорки сверкают в глазах, когда вы вместе!

  • 26 ноября

    День Завета — праздник единства и преемственности в вере Бахаи. Согласно этой религии Бог время от времени раскрывает Свою волю и промысел через очередного из Своих Явителей. Таким образом, Бог наставляет людей и дает им законы и правила, необходимые на данном этапе развития человечества. В этом и проявляется принцип последовательного откровения.

    Этот день связан с Абдул-Баха — сыном основателя веры Бахаи, которого Бахаулла назначил Центром Своего Завета. Иными словами — продолжателем Своего Дела и полномочным толкователем Учения. Абдул-Баха постановил, чтобы его день рождения не отмечали, так как он приходится на День Возвещения Баба (23 мая), который следует посвящать всецело этому событию.

    Однако, по просьбе верующих Абдул-Баха учредил праздник День Завета, который посвящен этой замечательной личности.

    В отличие от других праздников и святых дней бахаи этот день не является выходным.

  • 26 ноября

    Шестинедельный предрождественский пост, который закончится 7 января. В это время нельзя есть скоромной пищи, устраивать свадьбы. Раньше говорили: «В Пилиповку день до полудня». Девушки ходили на вечерки, ткали. В одной из пилиповских песен рассказывается:

    Пойдзем, дзевачкі, у начлежачкі.
    Возьмем, дзевачкі, паўтары мычачкі,
    Напрадзем, дзевачкі, паўтары цэвачкі,
    Аснуем, дзевачкі, паўтары губачкі.
    Пойдзем, дзевачкі, на сяло берда шукаць.
    Усе сяло абышлі, берда не знайшлі.
    Будзем, дзевачкі, у прасла кросны снаваць,
    Будзем, дзевачкі, у тын кросны ткаць.


    А Пилиповский пост упоминается в такой шутливой народной осенней песни:

    Пасціла ўдоўка сем панядзелкаў,
    Васьмую нядзелечку,
    Прынясі, Божа, нежанатага
    На маю пасцелечку...


    Большое внимание обращали на погоду в это время. Если пасмурно или снежно, значит, май будет мокрый.

    Считалось, что на Пилиповку устраивались «волчьи свадьбы», поэтому волки ходили стаями. Не зря уже много веков существует пословица — «На пiлiпауку ваукi выюць» («На пилиповку волки воют»)...

  • 26 ноября

    26 ноября отмечается Всемирный день информации (World Information Day), который проводится по инициативе Международной академии информатизации (МАИ), имеющей генеральный консультативный статус в Экономическом и Социальном советах ООН.

    Информация, в широком смысле, — сведения, передаваемые одними людьми другим людям устным, письменным или каким-либо другим способом (например, с помощью условных сигналов, с использованием технических средств), а также сам процесс передачи или получения этих сведений.

    Информация всегда играла в жизни человечества очень важную роль. Однако, с середины 20 века в результате социального прогресса и бурного развития науки и техники роль информации неизмеримо возросла. Кроме того, происходит лавинообразное нарастание массы разнообразной информации, получившее название «информационного взрыва».

  • 26 ноября

    26 ноября в Абхазии отмечают День Конституции. 26 ноября 1994 года Верховный Совет самопровозглашенной республики Абхазии принял «Конституцию суверенного, демократического, правового государства — Республики Абхазия».

    В этот же день депутаты высшего законодательного органа страны избрали первого президента — Владислава Ардзинба, бывшего до этого Председателем Верховного Совета страны.

    Сегодня Конституция Республики Абхазия — это основной закон страны, стержень всего государства. Она является правовой основой сильной президентской власти. В ней закреплены огромные полномочия президента.

    Конституция Абхазии принималась в сложных условиях, когда вокруг республики действительно сжималось кольцо экономической блокады. По сути, Конституция была принята в условиях разрухи и нищеты, внешней угрозы.

  • 27 ноября

    27 ноября 1871 года в Гаване, по приказу правительства были расстреляны восемь студентов первого курса Гаванского медицинского университета. Анаклето Бермудес Гонсалес, Алонсо Альварес, Паскуаль Родригес Перес, Карлос Аугусто де Латорре, Ангэль Лаборде, Карлос Вердуго, Эладио Гонсалес Толедо и Хосе де Маркос Медине - их имена знает вся Куба.

    На острове свободы молодые люди чествуются, как погибшие за дело революции.
    Их обвинили в том, что они осквернили могилу одного высокопоставленного испанского чиновника - Гонсало Кастаньон. Через десять лет после трагического приговора была доказана ошибочность обвинения. Студентов посмертно оправдали.

  • 27 ноября

    27 ноября члены Российского общества оценщиков (РОО) отмечают свой профессиональный праздник.

    В этот день, в 1996 году, благодаря усилиям РОО, Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации была утверждена квалификационная характеристика по должности «Оценщик» — эксперт по оценке имущества.

    Впервые запрос на профессиональные действия оценщиков в России был сформулирован в первой версии Закона о приватизации государственной и муниципальной собственности, принятой в 1991 году.

    По состоянию на 2007 год в России количество специалистов по оценке бизнеса не превышает 20 тысяч человек. Несмотря на то, что уже несколько лет ведущие ВУЗы России готовят кадры оценщиков, ощущается дефицит специалистов этой области на российском рынке.

    Основная деятельность оценщиков связана с проведением анализа активов (активы — объект собственности, являющийся частью приносящего доход имущества инвестора или совокупного имущества предпринимательской фирмы) и определения средств, затраченных на их создание. Также определяют, сколько стоит поддержание активов в настоящее время, и какую прибыль они могут принесут своему владельцу в будущем.

    Среди качеств, которыми должен обладать оценщик-профессионал, работодатели обычно называют не только наличие диплома и качественного послужного списка, но в не меньшей степени оценивают и деловые, личные качества, интеллектуальный уровень человека (уровень IQ) и устойчивость к стрессовым ситуациям.

  • 27 ноября

    День морской пехоты в России отмечается в соответствии с приказом Главнокомандующего ВМФ Российской Федерации № 253 от 15 июля 1996 года «О введении годовых праздников и профессиональных дней по специальности» в память Указа Петра I о создании первого в России «полка морских солдат», изданном 27 ноября 1705 года.

    Первыми в 1664 году высаживать десант с кораблей начали англичане. В русской армии специальная команда морской пехоты была сформирована в 1698 году из экипажа корабля «Орел». А после успешной сдачи экзамена в противоборстве со шведами Петр I решился на создание целого полка, взяв за основу морские команды Балтийского флота.

    Морская пехота используется для ведения боевых действий в составе морских десантов. Причем, как совместно с сухопутными войсками, так и самостоятельно. Также в задачи морской пехоты входит оборона побережья (военно-морских баз, портов).

    Моряки в тельняшках и бескозырках сражались в Бородинской битве и Крымской войне, громили немецко-фашистских захватчиков, воевали в Анголе, Вьетнаме, Сирии, Египте, Гвинее, Афганистане и других странах.

    В распоряжении современной морской пехоты ВМФ России — автоматическое стрелковое оружие, танки, артиллерия, противотанковые и зенитные установки, бронетранспортеры. Значительное внимание уделяется плавающей технике и машинам высокой проходимости.

    Войска морской пехоты входят в состав всех флотов России — Северного, Тихоокеанского, Балтийского, Черноморского, а также Каспийской флотилии.

  • 27 ноября

    Святитель Григорий Палама, архиепископ Солунский, защитник православного учения о Божественном свете, родился в 1296 году в Малой Азии. Во время турецкого нашествия семья бежала в Константинополь и нашла приют при дворе Андроника II Палеолога (1282-1328). Отец святого Григория стал крупным сановником при императоре, но вскоре умер. Андроник сам принял участие в воспитании и образовании осиротевшего мальчика, обладавшего прекрасными способностями и большим прилежанием. Григорий, едва достигнув 20 лет, удалился на Святую Гору Афон и поступил послушником в монастырь Ватопед, где под руководством преподобного Никодима Ватопедского (память 11 июля) начал путь подвижничества и принял монашеский постриг. Через год ему явился в видении святой евангелист Иоанн Богослов и обещал свое духовное покровительство. Мать Григория вместе с его сестрами также приняла монашество.

    После преставления преподобного Никодима инок Григорий проходил 8 лет свой молитвенный подвиг под руководством старца Никифора, а после кончины последнего перешел в Лавру преподобного Афанасия Афонского. Но через три года, стремясь к более высоким ступеням духовного совершенства, он поселился в небольшой отшельнической обители Глоссии. Настоятель этой обители Григорий стал учить юношу сосредоточенной духовной молитве — умному деланию, которое постепенно разрабатывалось и усваивалось монахами, начиная с великих пустынников IV века. После того, как в XI веке в трудах Симеона Нового Богослова (память 12 марта) подробное освещение получили внешние молитвенные приемы умного делания, оно было усвоено афонскими подвижниками. Опытное применение умного делания, требующее уединения и безмолвия, получило название исихазма (от греч. покой, молчание), а сами практикующие его стали называться исихастами.

    Из-за угрозы нападения турок вместе с братией святой Григорий перебрался в Солунь (Фессалоники), где тогда же был рукоположен в сан священника. Свои обязанности пресвитера святой Григорий сочетал с жизнью отшельника. В субботу и воскресенье пастырь выходил к народу — совершал Богослужение и произносил проповеди. Иногда святой Григорий посещал богословские собрания городской образованной молодежи. Он собрал небольшую общину монахов-отшельников и руководил ею в течение 5 лет. В 1331 году святой удалился на Афон и уединился в скиту святого Саввы, близ Лавры преподобного Афанасия. В 1333 году он был назначен игуменом Эсфигменского монастыря в северной части Святой Горы. В 1336 году святой вернулся в скит святого Саввы, где занялся богословскими трудами, которых не оставлял уже до конца жизни.

    В 30-е годы XIV века в жизни Восточной Церкви назревали события, поставившие святителя Григория в ряд великих вселенских апологетов Православия. Около 1330 года в Константинополь из Калабрии приехал ученый монах Варлаам. Вскоре Варлаам поехал на Афон, познакомился там с укладом духовной жизни исихастов и, на основании догмата о непостижимости существа Божия, объявил умное делание еретическим заблуждением. Варлаам вступил в спор с монахами и пытался доказать тварность Фаворского Света; при этом он не стеснялся поднимать на смех рассказы иноков о молитвенных приемах и о духовных озарениях.

    Святитель Григорий, защищая учение о Божественном Фаворском Свете, говорил: «Напыщенные мирской и тщетной мудростью и невнимающие мужам, опытным в духовном учении, когда слышат о Свете, осиявшем Господа на горе Преображения и виденном Апостолами, думают видеть в нем нечто чувственное и сотворенное, хотя Сам Просиявший Светом на Фаворе ясно показал, что этот Свет не сотворен, назвав его Царством Божиим (Мф. 16, 28)… Везде присутствует Царь всяческих, и везде — Царство Его, так что пришествие Царства Его не означает перехода его с одного места на другое, но откровение его силой Божественного Духа... Свет Преображения Господня не рождается и не исчезает и не подлежит чувствовательной способности и, хотя он был созерцаем телесными очами..., но таинники (ученики) Господа на то время перешли от плоти к духу, посредством изменения чувств, произведенного в них Духом...

    Воссиял тот Неисповедимый Свет и таинственно явлен Апостолам... в то время, когда (Господь) молился; этим показано, что родительницей этого блаженного видения была молитва, что блистание происходило и являлось от соединения ума с Богом, и что оно подается всем тем, которые, при постоянном упражнении в подвигах добродетели и молитвы, устремляют ум свой к Богу. Истинную красоту свойственно созерцать только очищенным умом.

    Господь же наш Иисус Христос Сам от Себя имел этот Свет. По этой причине Он и не имел нужды в молитве для того, чтобы осиять Божественным Светом Свою плоть, но только показал, откуда этот Свет нисходит на святых Божиих, и каким образом можно созерцать его: ибо написано, что и святые «просветятся, как солнце» (Мф. 13, 43), то есть, всецело проникнутые Божественным Светом узрят Христа... Мы веруем, что Он явил в Преображении не другой какой-либо свет, но только тот, который был сокрыт у Него под завесой плоти; этот же Свет был Свет Божеского естества, поэтому и Несотворенный, Божественный...» Святой Григорий изложил свои доводы в богословском труде «Триады в защиту святых исихастов» (1338). К 1340 году афонские подвижники с участием святителя составили общий ответ на нападки Варлаама — так называемый «Святогорский томос».

    На Константинопольском Соборе 1341 года в храме Святой Софии произошел спор святителя Григория Паламы с Варлаамом, сосредоточившийся на природе Фаворского Света. 27 мая 1341 года Собор принял положения святителя Григория Паламы о том, что Бог, недоступный в Своей Сущности, являет Себя в энергиях, как Фаворский Свет, которые обращены к миру и доступны восприятию, но являются не сотворенными. Хотя учение Варлаама было осуждено, как ересь и сам он предан анафеме, споры между паламитами и варлаамитами не закончились. Патриарх отлучил святителя от Церкви (1344) и подверг темничному заключению, которое продолжалось три года. В 1347 году, когда Иоанна XIV на патриаршем престоле сменил Исидор (1347-1349), святитель Григорий Палама был освобожден и возведен в сан архиепископа Солунского. В 1351 году Влахернский Собор торжественно засвидетельствовал православность его учения.

    За три года до кончины он вернулся в Солунь. Накануне его преставления ему явился в видении святитель Иоанн Златоуст. Со словами «В горняя! В горняя!» святитель Григорий Палама мирно преставился к Богу 14 ноября 1359 года. В 1368 году он был канонизован на Константинопольском Соборе при Патриархе Филофее (1354-1355, 1362-1376), который написал житие и службу святителю.

  • 28 ноября

    Панама — безусловный рекордсмен по количеству Дней независимости. Отпраздновав День провозглашения независимости от Колумбии 3 ноября, спустя неделю панамцы праздновали День первого провозглашения независимости. И вот на календаре заключительная в череде праздников независимости Панамы дата — День независимости от Испании (Independence Day from Spain).

    28 ноября 1821 года Панама провозгласила независимость от Испании и тут же вошла в образованную Симоном Боливаром Великую Колумбию, государство, которое размещалось на территории нескольких современных латиноамериканских стран.

    Пассивность в завоевании независимости панамцы компенсировали обилием торжеств — каждый День независимости отмечается необыкновенно красочно и с размахом. Естественно, День независимости от Испании — не исключение. Обилие на улицах городов государственной символики, торжественные шествия, карнавальные костюмы, музыка, танцы — все это создает неповторимую атмосферу широкого празднования.

  • 28 ноября

    Преподобный Паисий (в миру Петр) родился 21 декабря 1722 года в городе Полтаве в семье Иоанна Величковского. Брат, отец, дед и прадед Петра были священниками. С раннего детства преподобный остался без отца и брата и воспитывался матерью Ириной. Грамоте отрок обучался по псалтири, а в 13 лет был отдан на учение в Киевскую духовную академию. Здесь под руководством иеросхимонаха Пахомия Петр воспитывал в себе монашеский склад характера.

    В 17 лет юноша пожелал удалиться от мира. Оставив академию, Петр поступил в Любечский монастырь, где проходил свое первое послушание — переписывал книги. Однако в этом монастыре он пробыл недолго: после преставления игумена послушник Петр покинул обитель.
    В одном из монастырей юга России Петр принял постриг с именем Парфений, но братия стала называть его Платоном, и он смиренно переносил это. Молодой подвижник волею Божией стал странствующим монахом, переходя из обители в обитель. Плодом странствий было опытное знание послушания, смирения и умной молитвы.

    Последнее путешествие, которое совершил инок Платон по своему желанию, было на Афон. Четыре года преподобный шел на Святую гору. В это же время на Афон прибыл отец молдавских пустынников и старцев Василий Поляномерульский. Здесь состоялся постриг Платона в мантию с наречением ему имени Паисий.

    Вокруг Паисия образовалось братство, в котором зародилась традиция книжности. Они занимались собиранием писаний святых отцов и переписыванием их.

    В 36 лет преподобный Паисий принял священный сан. В это время братия переселилась в Ильинский скит монастыря Пантократора. Этот скит стал, по примеру многих национальных Афонских монастырей, обителью малороссов.

    Афонское пустынно-общежительное пребывание прп. Паисия длилось 17 лет. Во время притеснения Афона мусульманами старец возвращается в Молдавию, где поселяется в пустующем Драгомирском монастыре Святого Духа. В этом монастыре преподобный принял схиму с тем же именем. Жизнь его шла в трудах и подвигах. Братия читала и переводила творения святых отцов.

    После русско-турецкой войны эти земли отошли к Австрии, и св. Паисий вместе с братией (около 350 человек) ушел в другой монастырь, который им предоставили молдавский господарь и местный владыка.

    В 1790 году преподобный Паисий принимает сан архимандрита от епископа Екатеринославского. Преставился преподобный 15 ноября 1794 года и был погребен в соборном храме Вознесения в Немяцком монастыре, где он подвизался в последние годы своей жизни.

  • 29 ноября

    Святой апостол и евангелист Матфей принадлежит к числу 12-ти апостолов. В Священном Писании он также называется Левием (Лк. 5, 27). Апостол Матфей был братом апостола Иакова Алфеева и, до своего призвания в апостольский чин, был Галилейским мытарем, т.е. сборщиком податей. После призвания Господом, он, оставив все, последовал за Спасителем. С тех пор св. Матфей вместе с другими учениками Иисуса Христа пребывал с Ним неотлучно.

    Согласно Священному Преданию по сошествии Св. Духа, апостол Матфей проповедовал Евангелие евреям в Иудее. Здесь, по сказанию Евсевия и других святых отцов, через 8 лет по вознесении Господа, Матфей написал Евангелие к уверовавшим евреям Палестины и передал его апостолу Иакову, брату Господню. С еврейского на греческий язык Евангелие было переведено либо апостолом Иаковом либо апостолом Иоанном Богословом.

    Во II веке Пантен нашел Евангелие от Матфея, написанное на еврейском языке, у христиан Индии. Согласно свидетельствам святых отцов подлинник хранился в Кесарийской библиотеке, устроенной в III веке мучеником Памфилом.

    Евангелие от Матфея благовествует, главным образом, о том, что Иисус Христос есть обетованный Богом Мессия, предвозвещенный в Ветхом Завете пророками и посланный от Бога, из рода Давида и Авраама.

    По сказанию Сократа, Никифора и др. апостол Матфей путешествовал с проповедью слова Божия в Сирию, Мидию, Персию, Азиатскую Эфиопию и Индию. В Эфиопии апостол Матфей предстал с Евангелием племени антропофагов (людоедов). Через некоторое время святой Матфей рукоположил в городе Мирмены епископа Платона.

    Исцелив одержимых беснованием в семействе князя той страны Фульвиана, евангелист привлек сначала его удивление и почтение, а затем после своей проповеди всю силу гнева. В результате этого святой апостол Матфей принял мученическую смерть за Христа около 60 года после Р.Х. Через некоторое время после этого, Фульвиан сам отрекся от своей власти и принял крещение с именем Матфея в честь святого апостола.

    После смерти епископа Платона Фульвиан был избран и посвящен на кафедру, и своим служением он продолжил дело святого апостола Матфея в распространении слова Божия.

  • 29 ноября

    В этот день в 1947 году Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию о разделе Палестины. В 1977 году Генеральная Ассамблея ООН постановила ежегодно отмечать 29 ноября как Международный день солидарности с палестинским народом (International Day of Solidarity with the Palestinian People).

    Отрывок послания Генерального Секретаря ООН по случаю Международного дня солидарности с палестинским народом:

    «Сегодня я — с теми, кто по всему миру выражает глубокую солидарность с палестинским народом, страдания которого продолжаются. Он по-прежнему не имеет своего государства и подвергается угнетению. Выражая свою солидарность с ним, я не пренебрегаю страданиями народа Израиля. Он тоже лишен безопасности и постоянно противостоит терроризму.

    Ужасные события последних трех лет и тяжелая ситуация, которая в настоящий момент сложилась в регионе, должны бы стать наглядным доказательством для всех, что чем больше вреда стороны наносят друг другу, тем больший ущерб они наносят сами себе и тем меньше шансов оставляют для мирного урегулирования.

    Действия Израиля, в частности внесудебные казни, использование тяжелого оружия против гражданского населения, разрушение домов, продолжающееся создание поселений и строительство стены безопасности, глубоко вторгающейся в палестинские территории — все это лишь углубило страдания палестинцев и усилило в них чувство беспомощности.

    Это подорвало попытки обуздать насилие и способствовало разжиганию ненависти и гнева по отношению к израильтянам, тем самым еще дальше отодвинув тот день, когда Израиль будет жить, не испытывая страха, в пределах безопасных и общепризнанных границ.

    С другой стороны, взрывы бомб палестинцами-смертниками в Израиле вели к тому, что случайными жертвами бессмысленных и жестоких терактов становились ни в чем не повинные мирные граждане. Этим отвратительным действиям не может быть оправдания, и они заслуживают постоянного и безоговорочного осуждения. Они свели на нет усилия по наведению мостов примирения и доверия между двумя народами, тем самым еще дальше отодвинув тот день, когда палестинцы будут жить в мире и безопасности в границах своего собственного государства».

  • 30 ноября

    В 1988 году американская Ассоциация компьютерного оборудования объявила 30 ноября Международным днем защиты информации (Computer Security Day). Целью Дня является напоминание пользователям о необходимости защиты их компьютеров и всей хранимой в них информации.

    Провозглашая День, Ассоциация намеревалась напомнить всем о необходимости защиты компьютерной информации и обратить внимание производителей и пользователей оборудования и программных средств на проблемы безопасности.

    1988 год год не случайно стал родоначальником праздника, именно в этот год была зафиксирована первая массовая эпидемия «червя», получившего название по имени своего создателя — Морриса. Именно тогда специалисты задумались о необходимости комплексного подхода к обеспечению информационной безопасности. Но прототип первого компьютерного вируса появился уже в 1983 году.

    С тех пор в этот день по инициативе Ассоциации компьютерного оборудования проводятся международные конференции по защите информации, сопровождаемые массой интересных и полезных мероприятий.

    В частности, сообщается о размере ущерба, получаемого незащищенным оборудованием. Например, ущерб от компьютерного вируса «I love you», запущенного в 2000 году, составил только в Северной Америке миллиард долларов.

    Ежегодно День проводится под определенным девизом, который помещается на плакаты и другую печатную продукцию, выпускаемую к празднику. На протяжении нескольких лет основной идеей всех проводимых мероприятий стало напоминание, что каждый пользователь должен лично отвечать, обеспечивать и поддерживать защиту информационных активов и ресурсов.

    В этом контексте защита информации подразумевает:

    — установку анти-вирусных программ
    — установку межсетевых экранов (Firewall)
    — использование трудно определимых паролей
    — социальную инженерию
    — физическую защиту информационных ресурсов и активов

  • 30 ноября

    Святой апостол Андрей (St. Andrew, the Apostle), Андрей Первозванный — первый из учеников Иисуса Христа, брат святого апостола Петра. Согласно русским летописям, святой Андрей проповедовал христианство на славянских землях. Повесть Временных Лет свидетельствует о том, что апостол Андрей остановился на ночлег на холмах, на которых впоследствии был построен Киев, и сказал находившимся с ним ученикам:

    «Видите ли горы сия? Яко на сих горах возсияет благодать Божия, имать град великий быти и церкви многи Бог воздвигнути имать».

    По преданию, апостол Андрей принял мученическую смерть в городе Патры в Греции.

    Приговоренный к смертной казни, он обратился к властям с просьбой не распинать его на таком же по форме кресте, как тот, на котором был распят Христос. Его просьба была удовлетворена и, как считается, святой Андрей принял смерть на сложенном из двух бревен косом кресте, который впоследствии и стал его символом. Именно от этого креста и произошли многочленные «Андреевские флаги» — Шотландии, Ирландии, военно-морского флота России и другие.

    Святой Апостол Андрей является покровителем России, Шотландии, Греции и Румынии.

    30 ноября 1698 года Петром I учреждена первая (и высшая) награда России — императорский Орден святого апостола Андрея Первозванного.

    Православная церковь отмечает День святого апостола Андрея Первозванного по новому стилю, 13 декабря.

  • 30 ноября

    Преподобный Никон Радонежский, ближайший ученик и преемник преподобного Сергия Радонежского.

    Родился преподобный Никон в XIV веке в Юрьеве-Польском. Преподобный Афанасий постриг его в иночество. По достижении совершенного возраста, Никон был возведен в сан иеромонаха. Предвидя особую благодать в любимом ученике, преподобный Сергий повелел пребывать ему с собой в одной келии, а позже поставил преподобного Никона сначала на должность помощника настоятеля, а за шесть месяцев до своего преставления назначил его своим преемником.

    После блаженной кончины любимого учителя преподобный Никон с любовью поддерживал все, что было установлено преподобным Сергием. Но бремя настоятельства тяготило преподобного Никона, и он оставил настоятельство, уединившись в особую келию.

    Однако, в 1400 году преподобный Савва основал свой монастырь под Звенигородом, и братия умолила преподобного Никона снова принять настоятельство. Богоносный старец согласился, но назначил себе на каждый день известное время для безмолвия, чтобы наедине предстоять Богу.

    В 1408 году на Русскую землю обрушилось нашествие татарского хана Едигея, и обитель была разрушена. Но преподобный Никон не впал в уныние, а подвиг братию на новые труды. Обитель постепенно восстанавливалась, и преподобный Никон предпринял построение каменной церкви над гробом своего духовного отца.

    Во время копания рвов для фундамента, 18 июля 1422 года были обретены нетленные мощи преподобного Сергия и перенесены братией в новую, деревянную церковь (ныне на этом месте стоит храм в честь Сошествия Святого Духа), рядом с которой вскоре воздвигли белокаменный храм во славу Пресвятой Троицы. Для его украшения преподобный Никон пригласил лучших иконописцев: преподобных иноков Андрея Рублева и Даниила Черного. В это время преподобным Андреем была написана икона Живоначальной и Пресвятой Троицы, величайшее творение русского иконописца, воплотившее то, что было открыто преподобному Сергию.

    О благоустроении Троицкого храма преподобный Никон не переставал заботиться до конца жизни. Накануне кончины Господь указал ему место будущего упокоения вместе с преподобным Сергием. Причастившись, преподобный Никон дал братии последнее наставление и благословение. К Богу преподобный отошел 17 ноября (30 ноября по новому стилю) 1426 года, и после отпевания был погребен близ раки преподобного Сергия.